Понятие административного правонарушения

Как пишет Кизилов В.В. в своей статье «Понятие административного правонарушения гражданского служащего» опубликованной в четвертом номере журнала «Проблемы права» в 2011 году, в разные времена и разными исследователями давались различные определения административному правонарушению.

Причиной такого различия мнений в отношении определения административного правонарушения явилось в первую очередь изменение законодательства в сфере регулирования административного права.
Кизилов В.В. среди прочих ученых—административистов выделяет Агапова А.Б., который на протяжении многих лет уделял внимание научному определению административного правонарушения. Еще до принятия нового Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) А. Б. Агапов давал следующее определение: «Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный порядок, частную, государственную, муниципальную и иные виды собственности, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое федеральным законом предусмотрена административная ответственность».

После принятия нового КоАП РФ А. Б. Агапов провел уточнение своего определения административного правонарушения, и в т. ч. объединил термины «действие» и «бездействие» в «деяние»: «Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на публичные интересы, частную, государственную, муниципальную и иные виды собственности, права и свободы граждан противоправное, виновное деяние лица, за которое федеральным законом предусмотрена административная ответственность» .

Данные определения делают акцент на посягательство в отношении публичных интересов, прав и свобод граждан, и, что более интересно, на разные виды собственности, которые могут быть различны по своему характеру и принадлежности.
Более ранние определения ученых—административистов сводятся к нарушению административно—правовых норм. Например, у С. С. Студеникина административное правонарушение — это «нарушение административно—правовой нормы, наказание за которое налагается властью органа государственного управления, а не в судебном порядке», а у О. М. Якубы — «нарушение или неисполнение административно—правовых норм, устанавливающих определенные правила в различных отраслях управления и снабженных административной санкцией» .

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в административном правонарушении, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Однако в определении правонарушения законодательством РФ существует противоречие. Дело состоит в том, что понятие административного правонарушения в иных федеральных законах (Налоговый Кодекс, Бюджетный Кодекс и др.) существенно отличается от дефиниции административного правонарушения, данного в КоАП, чего не должно быть, так как такие дефиниции должны быть закреплены только законодательством об административных правонарушениях, как кодифицированного законодательства в данной области. Например, критерий виновности не учитывается в случае применения административных санкций к лицу, совершившему бюджетное правонарушение, что в принципе противоречит законодательству об административных правонарушениях.

Особенностью административного правонарушения является то, что правонарушитель не находится в трудовых или служебных отношениях с органами или должностными лицами, обладающими правом наложения административных наказаний.
Как любое социальное явление, административное правонарушение обладает характерными отличительными признаками, позволяющими определять это социальное явление, как административное правонарушение.

В определении признаков административного правонарушения мнения ученых расходятся. Так Бахрах Д.Н. выделяет шесть признаков:
— общественная вредность;
— административная противоправность:
— деяние (действие или бездействие одного или нескольких человек);
— характеристика субъекта правонарушения (физическое или юридическое лицо);
— виновность;
— наказуемость .
Смоленский М.Б. считает, что административное правонарушение имеет четыре признака:
— антиобщественность;
— противоправность;
— наказуемость;
— виновность.
Действие и бездействие Смоленский М.Б. выделяет соответственно в две (активную и пассивную) формы поведения правонарушителя, непосредственным образом связанные с невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запрета.

Бородин С.С. также выделяет четыре признака характеризующих административное правонарушение:
— атиобщественность (общественная опасность);
— противоправность;
— ответственность (наказуемость);
— виновность.

При рассмотрении признаков административного правонарушения целесообразно исходить из его определения данного в ст. 2.1 КоАП РФ, таким образом, можно определить следующие основные признаки административного правонарушения:
— деяние (действие или бездействие);
— деяние физического или юридического лица;
— противоправность;
— наказуемость;
— виновность .
Сами по себе эти признаки довольно многозначны и в своем определении описывают правонарушения в общем контексте, в связи с этим, можно говорить о неких обязательных признаках присущих любому административному правонарушению без исключения. Такую совокупность признаков, наличие которых влечет привлечение к административной ответственности, принято называть составом административного правонарушения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.