Семейно—брачное право в общинах старообрядцев 18 века

Глубоко укоренившаяся православная традиция в области брака и семейной жизни в начале XVII века подвергается изменению, связанному с церковной реформой, проведенной патриархом Никоном.

На прошедших в 1666 — 1667 годах церковных соборах были осуждены старые обряды и подтверждены новые, введены новые церковные правила, затрагивающие важнейшие события в жизни людей, в том числе крещение и венчание. Многие были не согласны с вновь вводимыми правилами, но особых трудностей в проведении обрядов не испытывали, однако положение изменилось в период царствования Софьи Алексеевны, которая в 1685 году издала Указ «О наказании распевающих и принимающих ереси и расколы». Как отмечает А.А. Назаров, всем раскольникам, согласно этого указа, которые не желали отказываться от своей веры, грозила смертная казнь.

Спасаясь от репрессий, большая часть староверов вынуждены были бежать за границу, сибирские, поморские, уральские леса и на Дон, а оставшиеся в деревнях и городах — скрывать свою веру и отправлять обряды тайно. Часть староверов венчались и крестили детей у священников, которые также не приняли реформ патриарха Никона, другие вынуждены были обращаться к священникам действующей церкви, тем более, что многие из таких священников продолжали совершать обряды по старым служебникам, но число таких священников стало неумолимо сокращаться. Появилось большое количество староверов, которые стали проповедовать отказ от семьи и брака, они считали что истинное священничество на земле исчезло, а венчание у новопоставленных священников — слуг антихриста — невозможно.

Раскольники считали, что два таинства крещение и исповедь могли принимать друг у друга сами миряне. Такая позиция находила подтверждение у авторитетного приверженца старой веры протопопа Аввакума, который писал в своем «Житие»: «Исповедайте друг другу согрешения, по апостолу, и молитеся друг о друге, яко да исцелеете».

Другой причиной отказа от брака и венчания было широко распространяемое в рядах раскольников учение о пришествии антихриста и скором конце света. В такой ситуации многие верующие не хотели заводить семью, ведь семейные связи в данном случае ставили бы под удар жену и детей особенно в обстановке преследования староверов со стороны властей и церкви.

Таким образом, большое количество людей было поставлено вне рамок семейного права, и церковь потеряла в отношении их рычаги управления, поставленные вне закона, эти люди, тем не менее, продолжали жить по старым правилам и обычаям, все реже и реже заключая законные брачные союзы. На протяжении десятков лет многие поколения староверов сохраняли свои традиции и обычаи. Бежав от власти в леса и за границу, отринув общение с остальным миром, их семьи существовали изолированно, за границей некоторые такие общины сохранились до наших дней.

Итак, как при Петре I, так и при его приемниках, правительство, создавая новые законы, не согласовывало их с действующим Соборным Уложением и другими ранее изданными законодательными актами. Не смотря на упорное сопротивление высших церковных иерархов, законодательство значительно сузило область деяний, относимых к ведению церковных судов, что соответствовало общей политике Петра I на ограничение влияния церкви в общегражданских делах. В частности, преступления в области семейных и брачных отношений, половые преступления и преступления против нравственности, которые, как указывает К.А. Сафроненко, не упоминались в Соборном Уложении ввиду своего отношения к компетенции церкви (за исключением сводничества, гл. XXII, ст. 25), были отнесены Артикулом Воинским к компетенции светского суда и стали караться в порядке, как и все другие уголовные преступления.

Петр I не смог бы провести свои преобразования, если бы в обществе не назрела идея перемен, в том числе и в семейно—брачном праве. Политика властей, направленная на ограничение родительской власти, стремление предать брак процессам секуляризации и отхода от церковного вмешательства в брак, разрешение разводов в большей своей степени сохранилась и после смерти великого реформатора. По крайней мере, заложенное Петром Великим идея повышения роли женщины в семейно—брачных отношениях, предание ей особой значимости, получила свое продолжение, в том числе и в высочайших указах Екатерины II.

В тоже время церковное право продолжало иметь огромное влияние на русскую семью, образ жизни людей той поры. Это хорошо видно на примере старообрядцев, чьи семьи долгое время подвергались гонениям. Стоит также отметить, что нововведения мало коснулись крепостных крестьян, которые в брачном праве в полной мере были подвластны своему помещику.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.