Развитие семейно-брачного права в период реформ 18 века

В начале XVIII века политические и экономические преобразования, проводимые Петром I, коснулись положения церкви в государстве, которая была вынуждена подчинится светской власти. В этот же период было принято несколько законодательных актов, направленных на регулирование семейных отношений.

Условия заключения брачного союза

Петр Великий обратил внимание на то, что в Древней Руси мало придавали значения воли самих брачующихся, решающей силой при заключении брака была воля родителей. Именно с царствования этого монарха начинается деятельное вмешательство светской власти в брачное право.
3 апреля 1702 года своим указом Петр I отменил совершение сговорных записей и их регистрацию крепостным порядком, а также взимание неустойки за отказ от заключения брака. Перед заключением брака за шесть недель предписывалось заключать обручение, этот шестинедельный срок был предназначен для размышления жениха и невесты относительно предстоящего брака. Таким образом, подчеркивался принцип добровольности заключения семейного союза, если «после обручения жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет и в том быть свободе».

Указом от 1714 года «О единонаследии» был изменен брачный возраст: мужчины могли вступать в брак с 20 лет, женщины — с 17 лет. Однако эта норма относилось только к дворянам и приказнослужителям. Этим же указом Петр Великий попытался ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии.

Указом от 6 апреля 1722 года «О свидетельствовании дураков в Сенате» было запрещено женить дураков, которые «ни в науку, ни в службу не годятся». Но одним из важнейших преобразований Петра I относительно брачного права было, отмена существовавшего до того времени запрещения вступать в брак с иноверцами. В 1721 году Синод своим указом разрешил жениться шведским пленным на православных без изменения исповедуемой им веры. Для этого жених должен был дать обещание: в свою веру жену не склонять, а детей воспитывать в православной вере и обычаях.

Личные и имущественные отношения супругов, родителей и детей

Во время царствования Петра I происходит некоторое смягчение нравов, чему способствует начавшаяся секуляризация брака, и стремление власти придать большее значение личности женщины в обществе и, особенно, в семье, что не могло не сказаться на личных и имущественных отношениях членов русской семьи.
При заключении брака в допетровской эпохе существовал обычай: выдавать замуж и женить в малолетстве, и, вообще чаще всего, без воли брачующихся, по воле родителей – согласно договору между ними, по которому в назначенный срок жених должен быть взять за себя невесту, а невеста должна быть выдана ему с условленным приданным. Объектом договора, таким образом, являлись сами брачующиеся, причем их судьба была в значительной степени связана с условиями чисто имущественного характера, скрепленным так называемым «зарядом» или неустойкой. Вот против этих правил и были направлены меры Петра I.

Стремление смягчить прерогативы родительской власти надо усматривать и в подчинении дел об оскорблении родителей детьми «Совестному суду», «Совестному суду (было) вверено осторожное и милосердное окончание дел». Оскорбленные родители могли в этом суде простить детей, а дети попросить прощения у оскорбленных родителей.

По поводу имущественных отношений между родителями и детьми существуют разногласия между нашими исследователями. Одни (К.А. Неволин, В.И. Сергеевич) считали, что с издревле существовала полная разделенность между родительским и детским имуществом. Другие (М.Ф. Владимирский—Буданов) отрицали ее, полагая, что родители совместно владели имуществом вместе с детьми. А.И. Загоровский полагал, что второе мнение более согласуется с общим имущественным строем того времени и с источниками.
Общая семейная собственность не исключала возможности выделения одному члену семьи определенного имущества, и тогда он становился самостоятельным собственником такого имущества.

Развитие промышленности и торговли, сельского хозяйства неизбежно вызвало изменение в петровском законодательстве относительно имущественных отношений, что несомненно сказалось и на праве семейном.
23 марта 1714 г. был издан Указ «О порядке наследования движимых и недвижимых имуществах», в котором был установлен единый правовой режим для поместий и вотчин. Фактически эти два вида собственности сравнялись в своем значении и могли отчуждаться и передаваться по наследству, как по закону, так и по завещанию. Правда необходимо отметить, что не был отменен указ 1712 года по которому последнему в роде запрещалось отчуждать поместье или вотчину. Вводилась, как пишут комментаторы «Памятников русского права», система майората, т.е. такой порядок наследования, при котором недвижимое имущество переходило в порядке наследования только старшему сыну или старшему в роде.

Условия прекращения брака

Петр I своими указами положил начало секуляризации русского брачного, а с ним и бракоразводного права. В допетровской эпохе женщина должна была жить исключительно домашней жизнью, но и в семье ее роль была невидная. До замужества она была под строгой опекой родителей или лиц их замещающих, выходя замуж, она поступала под не менее строгую опеку мужа. Петр I понимал ненормальность таких порядков. Он высоко ставил роль личности в государстве, так же как и в семье, везде отдавал преимущество таланту, знанию, нежели породе и традициям.

Учреждение Синода и изменение прежней подсудности брачных дел явилось следствием радикальнейшей реформы Петра Великого по отношении к церкви, тем самым отдав расторжение брака под юрисдикцию Духовной коллегии, подчиненной светским властям.

Относительно самих бракоразводных дел важное значение имел указ 13 декабря 1744 года, согласно которому разводы знатных людей шли на Высочайшее рассмотрение. Впрочем, этот указ не был чем—то неожиданным в бракоразводном праве, и раньше русские цари принимали участие в разводах и расторжении браков лиц, принадлежащих к высшим классам. А.И. Загородский приводит в качестве примера развод генерал – прокурора Ягужинского со своею женою: дочерью великого канцлера графа Головкина.

Основным поводом к разводу, как и в допетровскую Русь, в петровское время являлось прелюбодеяние.
По законодательству большинства европейских государств того времени, находящегося под влиянием канонического права, блуд рассматривался как нарушение святости брака, влекущее за собой тяжкое наказание. Когда Петр I узнал, что император Карл V плотский грех карал смертью, то выразил ему порицание и с сарказмом заметил: «Может быть, он думал, что в его государстве больше лишнего народа, чем в моем».

Что характерно, в Артикуле воинском вообще нет статьи, которая бы карала блуд (или любодеяние), т.е. добровольную половую связь неженатого с незамужней, за исключением случая, если женщина в результате родит, а отец ребенка откажется на ней жениться. Утверждалась свобода развода, кроме развода, возможно, было временное разлучение супругов путем отправки их в монастырь при несогласии их совместного проживания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.