Соборные Уложения в части регулирования семейно—брачных правовых отношений

В 1551 году был созван церковно—земский Собор, который принял Соборное уложение, позже названное Стоглавом по количеству содержащихся в нем глав. В числе прочих норм, регулирующих жизнь церкви и общества Стоглав содержал некоторые нормы семейного права.

Брачные постановления Стоглавого собора занимают довольно видное место в Стоглаве, так как им посвящены семь глав (18 — 24). К примеру, в этих главах говорилось о порядке проведения венчания, времени венчания (оно должно было проходить днем, а никак не ночью). Собор подтвердил ранее установленный Кормчей книгой возраст вступления в брак для девушек — с 12 лет, для юношей — с 15 лет (гл. 18).

Также Стоглав подтверждает церковную норму, устанавливающую разрешение вступать в брак не более трех раз. Вступление в брак второй и последующие разы церковь не приветствовала и поэтому наказывала таких супругов епитимьей. Вступивший в четвертый брак в течении четырех лет вообще не допускался в церковь, а затем в течении десяти лет не допускался до обряда причастия. Такое внимание Стоглава к брачным вопросам вызвано тем, что в народе эти правила не соблюдались, были случаи, когда люди вступали в брак по 6 — 7 раз (сам Иван IV после смерти в 1560 году Анастасии был женат 6 раз).
Нельзя не отметить появление в позднем средневековье Домостроя — сборника правил, наставлений и советов практически по всем видам человеческих отношений, включая общественные, семейные, религиозные и хозяйственные вопросы. Домострой фактически систематизировал и оформил уже сложившиеся в то время морально—этические нормы поведения и нравоучительные тексты, соединив в себе поучения Измарагда, Златоуста, Златой цепи и др.

На Земском соборе 1649 года был принят свод законов, охватывающий все действующие на тот момент правовые нормы, в том числе и нормы семейного права.

В XI главе Соборного уложения оформлено окончательное закрепощение крестьян, которое ставит их в бесправное положение. Оно не ограничивается лишь лишением свободы перехода крестьянина от одного феодала к другому, но в ряде статей главы (13, 16, 19, 33, 34) крестьяне упоминаются наравне с холопами. Закрепощение крестьян не могло не сказаться на институте брака, имущественных, личных взаимоотношениях членов семьи, укреплении различий, связанных с социальным статусом и принадлежностью к разным сословиям.

Уложение стоит на позициях сохранения крестьянской семьи, важной для феодала, как хозяйственная единица, например, ст. 12 главы XI предусматривает наказание за прием беглой крестьянки и за допущение ее брака со своим человеком: в случае открытия такого факта землевладелец лишался и беглянки, и этого человека. На основе церковного закона о нерасторжимости брака в ст. 84 главы XX предписан возврат беглого холопа к прежнему холоповладельцу и к прежней жене, даже если он вторично женился в бегах.

Статьей 15 главы XVI подтверждается церковная норма законности только трех браков, поэтому четвертая жена и ее дети никаких прав на вотчины и поместья не приобретали. Статьями 18 и 19 закреплялось право вдов иноземцев, находившихся на русской службе выходить замуж за русских поместных и беспоместных дворян. В прошлом такие браки были под запретом, так как это вело к выходу из службы прожиточных поместий, что не было в интересах государства.

В области семейного права Соборное уложение мало чем отличалось от средневекового семейного права любого европейского государства. Продолжали действовать нормы Домостроя. Брачный возраст изменен не был и в этом вопросе действовали старые нормы Кормчей книги.

Отец сохранял власть по отношению к детям на протяжении всей жизни. Дети были полностью бесправны и воспитывались в послушании и жесткости, распространены были телесные наказания. За грубость или нанесение побоев родителям, самовольное завладение их имуществом дети по челобитной родителей могли быть подвергнуты торговой казни (ст. ст. 4 —5 гл. XXII). Самим же детям под угрозой наказания запрещалось подавать в суд челобитную с жалобой на родителей (ст. 6 гл. XXII). Более того, убийство отца или матери детьми влекло за собой смертную казнь «без всякой пощады» для виновника, так и для тех, «которые с ними такое дело учинят» (ст.ст.1—2). Наоборот, убийство сына или дочери влекло для родителей лишь тюремное заключение на год, а после его отбытия — церковное покаяние. Для женщин, убивших своих мужей, Соборное Уложение ввело новый вид казни — закапывание по горло в землю (ст. 14 гл. XXII).

Развод не допускался: «…по правилу святых апостол и святых отец жены с мужем разводить не велено, где муж, тут и жена, кому и жена, тому и муж» (ст. 62 гл. XX). Но все же развод был возможен только в нескольких случаях: неспособности жены к деторождению, обвинении супруга в деятельности, направленной против царя и государства, и в случае ухода супруга в монастырь. Последнее основание в народе использовалось довольно широко. Применялись и некоторые другие основания для расторжения брака, но здесь нужно отметить, что само расторжение брака входило только в компетенцию церковных судов. В других регионах государства действовали кроме Соборного Уложения и другие источники права, например для мусульман – нормы шариата.

С момента своего зарождения каноническое право отрицательно относилось к незаконнорожденным детям, что не могло не повлиять на Соборное Уложение 1649 г. В частности, запрещалось узаконение таких детей даже в случае последующего брака отца с их матерью.

Таким образом семейное право Русского государства, берущее свое начало от обычного права первобытнообщинного строя, под влиянием канонического права и светских законодательных новелл привело к возникновению и укреплению патриархальной семьи. Постепенно от распространенного многоженства и языческого брака русская семья начала государственности видоизменяется в семью глубоко религиозную, являющуюся опорой сословно—представительской монархии. Происходит дальнейшее расслоение населения на классы, большинство населения оказываются прикрепленными к земле, что в свою очередь не могло не сказаться на семейно—брачном праве.

В целом произошло дальнейшее ужесточение законодательства по отношению к браку и семье. Глава семьи имел почти неограниченную власть над своими домочадцами, женщины хоть и имели некоторые имущественные и личные права, в целом были бесправны и находились под властью мужа. Самыми бесправными членами средневековой семьи были дети, которые воспитывались в строгости и часто наказывались.

Вслед за изменением общества меняются и семейно—брачные отношения, семейное право проходит эволюцию от обычая предков до Соборного Уложения 1649 года, в котором сделана попытка кодификации права, и где семейное право, по большей части, уже не рассматривается в одном контексте с уголовным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.