Номоканон как источник русского семейно—брачного права

С увеличением последователей христианской религии и усилением роли церкви в жизни древнерусского общества начинает действовать Номоканон — собрание византийского канонического права и некоторых светских норм.

В 1274 году на церковном соборе во Владимире митрополит Кирилл предложил для лучшего управления церковными делами использовать текст Номоканона, привезенного из Болгарии, как указывает Безгодов А.А., это собрание нормативно—правовых актов на Руси получило название «Кормчей книги».

Однако, считают Я. Ф. Фархтдинов и Р. Р. Камалдинов, вначале византийское семейное право не в полной мере было принято народом, отчасти потому, что оно было написано на древнегреческом языке и применение Номокамона малограмотными приходскими священниками было проблематично.

Иначе считал А.И. Кранисфельд, который предположил, что содержание Кормчей книги было переведено с греческих источников уже вскоре после принятия христианства на Руси . Тем не менее, Кормчая книга стала основным источником семейного права в средневековом русском государстве.

В состав Кормчей книги кроме правил Вселенских и поместных соборов, извлечений из Новелл Императора Юстиниана и других, вошли Русская Правда и Устав кн. Владимира о церковном суде. Первое печатное издание Кормчей книги произошло по повелению царя Алексея Михайловича.

В 50 главе Кормчей книги, посвященной брачному праву, было дано определение брака: «Брак, есть установленное Христианским Богом таинство в котором мужчина и женщина…. вступают в несокрушимый союз любви и дружества… для рождения и воспитания детей». Но в Кормчей книге есть и другое определение: «Брак есть мужа и жены сочетание, и событие во всей жизни…» .

Впервые в тексте Кормчей книги, что не встречается в прежних источниках русского брачного права, говорится о необходимости священнику удостоверится, перед заключением брачного союза, в свободном согласии жениха и невесты на вступление в брак между собою.

Согласно Кормчей книги все брачные обряды должны были проходить в церкви. Венчанию предшествовало заключения соглашения, между женихом и родителями невесты, так называемый сговор, который оформлялся в письменном виде. Существовала ответственность в виде довольно крупной денежной неустойки — заряда, если какая—либо сторона, заключившая свадебный сговор, нарушала его.

Все больше усложнялось расторжение брака, православная церковь в отличие от католической признавала возможность развода, при этом формально учитывались существовавшие поводы к разводу, взятые из византийского права, но не все они реально применялись на практике .

Православная церковь фактически взяла на себя регистрацию брака и других важнейших актов гражданского состояния: рождения, смерти, получая, тем самым, немалый доход и господство над человеческими судьбами.

С принятием христианства на Руси вводится и распространяется византийское каноническое (церковное) право. Таким образом, устанавливаются новые традиции семейного права: провозглашается отказ от многоженства, защищаются моногамия, неравенство мужа и жены, бесправие внебрачных детей. Однако вытеснение обычного права Номоканоном происходило очень медленно и, по—прежнему, во многих вопросах семьи и брака следовали обычному праву.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.